Издательство
«ЮрСаПринт»
Гродно
Локтевич Е. В.
«Субъектно-образная структура лирики З. Гиппиус и Тётки (А. Пашкевич) в контексте поэтики художественной модальности
Монография»

Локтевич Е. В., «Субъектно-образная структура лирики З. Гиппиус и Тётки (А. Пашкевич) в контексте поэтики художественной модальности. Монография»

«Субъектно-образная структура лирики З. Гиппиус и Тётки (А. Пашкевич) в контексте поэтики художественной модальности. Монография»

     

Автор: Локтевич Е. В.
Заглавие: «Субъектно-образная структура лирики З. Гиппиус и Тётки (А. Пашкевич) в контексте поэтики художественной модальности. Монография».
Обложка: мягкая.
Количество страниц: 214.

     

Аннотация

В монографии впервые исследуется лирика З. Гиппиус и Тётки (А. Пашкевич) как представителей близкородственных литератур в контексте поэтики художественной модальности. Анализируется преломление религиозно-философских воззрений русского и белорусского поэтов в субъектно-образной структуре их поэтического творчества.

Основные положения и выводы исследования будут способствовать дальнейшей разработке теоретических аспектов субъектной организации и образной системы русской и белорусской лирики начала XX в., а также поэзии других периодов. Полученные автором результаты могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории и теории литературы, спецкурсов и семинаров по компаративистике; при подготовке учебных пособий по сопоставительному изучению близкородственных литератур.

Адресуется литературоведам, в сфере научных интересов которых находится осмысление русской и белорусской лирики рубежа XIX–XX вв.

     

Фрагмент введения

Своеобразие неклассического этапа эпохи художественной модальности1как периода формирования неканонических, нетрадиционалистских принципов создания литературного произведения привлекло внимание многих исследователей XX в. В литературоведении уже определены некоторые принципы поэтики рубежа XIX–XX вв.: художественный синтез, уникальность, новый синкретизм, амбивалентность символизации, игровое письмо, автономность образа и идеи, незавершенность творческого акта, вероятностность единичного, теургическое самосознание, неохристианское мировидение и др. Однако С.Н. Бройтман подчеркивает, что «целостное представление о ней в науке пока отсутствует», так как выявление основных положений формировавшейся в конце XIX в. эстетики – достаточно сложный процесс. Установка на синтез противоположных тенденций (межсубъектность и единственность) в субъектной организации лирики меняла восприятие целостности мироздания, актуализировала стремление к анализу лирическим героем своей автономности с позиции другого субъекта сознания. Этот общий для литературы рубежа XIX–XX вв. процесс имел специфическое воплощение в разных литературах, в том числе близкородственных, что во многом было обусловлено сходным, но не тождественным культурным контекстом и в силу этого разными индивидуально-творческими преломлениями в произведениях конкретных авторов. Это означает, что изучение поэтики художест­венной мо­дальности2 в близкородственных литературах способствует выявлению своеобразия нового этапа в развитии русской и белорусской поэзии...

Исследование субъектно-образной структуры русской и белорусской лирики в сопоставительном аспекте актуально, так как поэты, творчество которых анализируется в монографии, жили в переходный рубежный период (XIX–XX вв.), когда интеграция в области искусства наиболее ощутима, а взаимовлияния и типологические схождения становятся очевидными. Изучение этой проблемы, по мнению Ю.Б. Виппера, тесно связано «с исследованием разных конкретно-исторических типов, в которых выражается взаимодействие законов единства и неравномерности мирового литературного развития» [59, с. 285]. Анализ субъектной организации и образной системы лирики близкородственных литератур позволяет увидеть индивидуально-творческое переосмысление принципов поэтики художественной модальности в общекультурном контексте.

На примере поэтического творчества З. Гиппиус и Тётки (А. Пашкевич), рассматриваемого в контексте поэтики художественной модальности, в монографии выявляется и теоретически обосновывается типология субъектной организации русской и белорусской лирики начала XX в., описывается феномен идейно-субъектной пограничности, определяются причины его возникновения и принципы функционирования в поэзии, характеризуется степень проявления религиознофилософских воззрений З. Гиппиус и Тётки в символической презентации лирического героя и картины мира, раскрывается самобытность образных систем, представленных в лирике авторов...

     

Фрагмент №1 монографии Локтевич Е. В. «Субъектно-образная структура лирики З. Гиппиус и Тётки (А. Пашкевич) в контексте поэтики художественной модальности»
Фрагмент №2 монографии Локтевич Е. В. «Субъектно-образная структура лирики З. Гиппиус и Тётки (А. Пашкевич) в контексте поэтики художественной модальности»
Фрагмент №3 монографии Локтевич Е. В. «Субъектно-образная структура лирики З. Гиппиус и Тётки (А. Пашкевич) в контексте поэтики художественной модальности»
Фрагмент №4 монографии Локтевич Е. В. «Субъектно-образная структура лирики З. Гиппиус и Тётки (А. Пашкевич) в контексте поэтики художественной модальности»
Фрагмент №5 монографии Локтевич Е. В. «Субъектно-образная структура лирики З. Гиппиус и Тётки (А. Пашкевич) в контексте поэтики художественной модальности»

Скачать полный текст монографии Локтевич Е. В. «Субъектно-образная структура лирики З. Гиппиус и Тётки (А. Пашкевич) в контексте поэтики художественной модальности»