Выдавецтва

«ЮрСаПрынт»

Гродна

Паслугі
аператыўнай
паліграфіі


Шашы
выданні
2021
года


Анатоль
Брусевіч

«Крылы. Вершы, паэма»

Анатоль Брусевіч, «Крылы. Вершы, паэма»

Крылы. Вершы, паэма

     

Аўтар: Анатоль Брусевіч.
Загаловак: «Крылы. Вершы, паэма».
Вокладка: цвердая.
Колькасць старонак: 208.
Кошт: 22 руб. (пры набыцці па па безнаяўным разліку).
Дзе набыць: спіс нашых гандлёвых партнёраў.

     

Анатацыя

Пад адной вокладкай сабраны творы розных гадоў, тэматычна аб’яднаныя ў чатыры раздзелы: «Верныя вершы», «Пад сцягам Мадагаскара», «Сумная вакханалія», «Ты –як зямля». У першым пераважаюць вершы агульнафіласофскага зместу, раскрываючы няпростыя суадносіны мастака і мастацтва. Другі раздзел прысвечаны «малой» і «вялікай» радзіме, «далёкай» і «блізкай» айчыне, «сваёй» і «чужой» бацькаўшчыне. У трэцім змешчаны тэксты, якія носяць яўна дыянісійскі характар. Інтымная лірыка складае чацвёрты раздзел. Разам усе яны быццам чатыры сцяны дома, а ў якасці своеасаблівага даху – паэма «Крылы», якая і дала назву кнізе.

     

“І толькі небу не спіцца”

Появление хорошей книги – это как рождение человека. Ведь человек – это долгосрочный вклад, по которому можно получать дивиденды веками. Так и книга. Это долгосрочный вклад воздействия на человека.

Прочитала книгу Анатоля Брусевича «Крылы» и хочу поделиться впечатлением. Представлю три грани, которые, на мой взгляд, делают ее явлением как в гродненском литературном процессе, так и в белорусском.

Как лейтмотив к первой возьму известные слова: «В начале было слово» (Ин,1:1). Всевышний сотворил мир словом и словом же снабдил человека. Владеть словом, чтобы созидать, дано не каждому, а потому поэты – особенные люди. Им дано оружие, коим простой человек не владеет. Думаю, это избранность не ради избранности. Но тогда для чего? Что хочет донести миру такой человек? Что он вложит в умы своих читателей? Ведь к его мнению будут прислушиваться, его мнение будет руководством к действию, и не секрет, что сказанное слово и совершенный поступок запускает во вселенной цепь определенных событий. И тем, какие это будут события, может распорядиться поэт.

Что хочет сказать миру Анатоль Брусевич? А ему есть, что сказать.
В книге, объединившей четыре раздела и поэму, давшую название книге, находим извечные темы, которые, как мне кажется, должен будоражить поэт, если он настоящий поэт: поиск Бога, любимая и верная женщина, взлеты и падения, горький опыт, снимающий розовые очки, итоги, хоть и промежуточные, вопросы куда идти и как идти… И все это выражено в форме, понятной читателю с любой подготовкой, что, на мой взгляд, говорит о мастерстве автора.

Поэт пишет в стиле неодекаданса, который передает настроения угасания в современной реальности, в новой подаче. Но общий настрой книги, как ни странно, оптимистичный. Найти свою нишу в разработанной эстетике – непростая задача, но Анатоль справился, и по законам синергии слово стало «один плюс один равно три». Стихотворная ткань плотная, живая, будто пульсирует под пальцами, рифмы естественны, и могу сказать, что тексты состоятельны.

Сужу о состоятельности текстов еще и потому, что, как я уверена, хорошие стихи заставляют отложить повседневные дела, осмотреться на своих путях, задуматься о вечном, что-то улучшить, двинуться дальше. Короче, возникает ответное действие, которое бывает только после хороших стихов.

Анатолий – гродненский автор. Город – герой и место действия многих стихотворений. И наш город в книге живой. Он не фон для поэта, а живой партнер в общении, со своим характером, со своей жизненной философией.

Точно определил творческое кредо Анатоля Павел Касперович, его друг и товарищ по литературе: «Я думаю, можна напісаць, што Анатолю Брусевічу, як яскраваму прадстаўніку дэкадансу, уласцівыя змрочныя фарбы ў ранняй паэзіі, песімізм і вальнадумства. Але пошук святла ніколі не пакідаў яго, як і ўспрыняцце рэлігіі праз прызму мастацтва. Мне здаецца, што вера, не мёртвай літары закону, заўжды была ў Анатоля. Тут можна прыгадаць прарока Давіда, які звяртаўся да Бога з усім спектрам чалавечых пачуццяў – ад радасці да болю і адчаю… Так і Анатоль у вершах не баіцца паказваць унутраны сусвет сваіх пошукаў…”

Вторая грань – это отражение генезиса и развития поэта как поэтической индивидуальности и как звена, вплетенного в общий нескончаемый поток поэзии, расположенный во времени. И тут очень кстати предисловие, написанное Данутой Бичель. Из него узнаем, что эта книга не нечто спорадическое (потому что в случае Анатоля это было бы несправедливо), но естественное звено в творчестве автора и в общем литературном контексте. Важной – среди прочих многих событий, объясняющих эволюцию Брусевича-поэта, – для меня стала отсылка к девяностым годам, когда бурлила общественная жизнь, когда талантливые молодые люди объединились в «верш-гурт» «Дыяген», когда они, молодые, горячие, неистовые, писали, спорили, улучшали, возрождали белорусское слово, взаимно «изостряли» друг друга. Тогда общество испытало шок, в такие периоды появляются деревья с мощными корнями, а у многих запала роста хватает на всю жизнь. С удивлением и радостью узнала, что крестным отцом Анатоля стал не кто иной, как Алексей Карпюк. Писатель обратил внимание на талант мальчика и помог издать книгу стихов «Дуэль», когда тот был в девятом классе. Вот и связь поколений, вот и преемственность, вот и ангелы-наставники молодых талантов.

Отмечу, что предисловие Дануты Бичель ценно и само по себе, потому что как микроэнциклопедия дает понимание гродненского литпроцесса в целом, оно носит подзаголовок: «От Адама Мицкевича до Анатоля Брусевича». Звучит, правда? Прочитайте, не пожалеете.

Итак, это вторая грань, определяющая место книги в творческой эволюции Анатоля и в белорусской поэзии.

А вот и третья грань – оформление книги. Как высказался известный российский графический дизайнер Борис Трофимов, «книга как встреча с незнакомым человеком, закрытая история, в которую нужно погрузиться и понять ее». Обложка книги должна привлечь читателя и сразу сказать ему, чего ожидать. Это своеобразный аванс: он дает понять, что не стоит лишь равнодушно глянуть на нее и безразлично пролистать страницы. А может, и того не сделать. Обложка намекает нам, в чем специфика текста, в чем особенность, почему именно эту книгу я хочу купить и обязательно прочитать? От выбранной концепции зависит, не пожалею ли я и станет ли книга моей, очень близкой?

Думаю, с этой задачей автор и издатель справились отлично.
На обложке ангел, он склонил голову в покорности, он не задрал ее к небесам, как бы требуя ответа, а что, собственно, происходит? Он готов принять предначертанное свыше. И все же у него есть крылья, он может летать, подняться над обыденностью, оторвать свою привязанность от земных вещей, принести добрую весть, на что он и создан. И когда читаешь стихотворения и поэму, понимаешь: ангел появился осознанно, он пришел изнутри материала. Ангел не молчаливый наблюдатель, ангел с трубой. Труба – это явный, узнаваемый знак. Труба всегда означает весть, в книге пророка Исаий сказано: «Возвысь голос твой, подобно трубе». Трубили на праздники и в тревожные времена. Так что отсылка к вести, относящейся к определённым событиям, вполне понятна.

Наш ангел с обложки узнаваем. Это творение гродненского художника Александра Сильвановича.

Как мне кажется, важно, что книга в целом — это синергия авторов гродненщины – Анатолия Брусевича, Дануты Бичель, Александра Сильвановича, Александра Рыжего – издателя и флагмана прогрессивного городенского литпроцесса, которые получают именно здесь, в нашем необычном городе, свое вдохновение, и которым, безусловно, понятны аллюзии и интенции.

Думаю, что книга актуальна как никогда, учитывая напряжение времени; круг вопросов, которые задает автор и на которые хочет ответить, злободневен, а потому вышла она ко времени.

Рекомендую к прочтению.

Марина Шепелевич
Редактор издательства «ЮрСаПринт»

     

Фрагмент №1 выдання Анатоля Брусевіча «Крылы. Вершы, паэма»
Фрагмент №2 выдання Анатоля Брусевіча «Крылы. Вершы, паэма»
Фрагмент №3 выдання Анатоля Брусевіча «Крылы. Вершы, паэма»
Фрагмент №4 выдання Анатоля Брусевіча «Крылы. Вершы, паэма»
Фрагмент №5 выдання Анатоля Брусевіча «Крылы. Вершы, паэма»
Фрагмент №6 выдання Анатоля Брусевіча «Крылы. Вершы, паэма»

Спампаваць фрагмент выдання

Спампаваць змест выдання